В
дошкольном возрасте формируются основные стереотипы поведения человека, которые
он «понесет» по своему жизненному пути. На становление поведения ребенка
огромное влияние оказывает семья.
Неконструктивное поведение – это поведение, ведущее к разрушению, не являющееся
основой для развития личности ребенка, его познавательной сферы.
Умение управлять собой, своим
поведением даётся дошкольникам с большим трудом. Желая как можно быстрее
развить в ребёнке способность управлять своим поведением, взрослые нередко
прибегают к малоэффективным средствам:
читают нравоучения, внушая тем самым чувство
неполноценности;
дают массу инструкций, убивая этим самым
самостоятельность;
наказывают за малейшую провинность.
Как же эффективно решить проблемы неконструктивного поведения ребенка?
АГРЕССИВНЫЙ
РЕБЁНОК.
•
Необходимо сократить просмотр фильмов и
телепередач со сценами жестокости или соответствующие компьютерные игры.
•
Ежедневное телесное общение с ребёнком. Это
может, к примеру, происходить перед сном, когда родитель поглаживает всё тело
ребёнка: голову, руки, ноги.
•
Не прибегать к физическим наказаниям.
•
Показывать ребёнку личный пример эффективного
доброжелательного поведения. Не допускать при нём вспышек гнева и ярости,
оскорблений коллег.
РЕБЁНОК - ТИХОНЯ.
•
Расширяйте круг знакомств своего
ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его в гости к знакомым людям,
расширяйте маршруты прогулок.
•
Не стоит постоянно беспокоиться
за ребёнка, не старайтесь сами сделать всё за него, предупредить любые
затруднения. Дайте ребенку определённую меру свободы действий.
•
Постоянно укрепляйте у ребёнка
уверенность в себе, в собственных силах.
•
Привлекайте ребёнка к выполнению
различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых
застенчивому ребёнку пришлось бы вступать в контакт с « чужими» взрослыми.
КАПРИЗНЫЙ РЕБЁНОК.
•
Сохраняйте спокойствие в любой ситуации. Объясните,
почему вы не будете делать то, что он хочет.
•
Наберитесь терпения. Приступ истерики в
общественном месте лучше переждать, не реагируя на поведение ребенка и
комментарии окружающих. Когда он успокоится, спокойно обсудите с ним ситуацию и
объясните, что так вести себя в присутствии посторонних людей недопустимо.
•
Держите
свое слово. Если вы сказали «нет», придерживайтесь этого запрета, как бы вам не
было жаль своего малыша.
•
Переключайте внимание ребенка
на что-то
другое.
УПРЯМЫЙ, СТРОПТИВЫЙ РЕБЁНОК.
•
Не пытайтесь что-либо внушать своему ребенку, ругать его - это еще сильнее
его возбудит.
•
Будьте с ребенком настойчивы, если сказали "нет", стойте на
своем.
•
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой
авторитета".
•
Не прибегайте к помощи посторонних: ребенку только этого и нужно -
истеричность и капризность требует зрителей.
ВНИМАНИЕ! Рецидивы упрямства и все отрицания будут происходить всегда, когда ребенок будет
чувствовать себя ущемленным в своих правах, когда будут подавляться его
активность, когда будет скучно!
РЕБЁНОК - ДРАЧУН.
• Сдерживайте стремление ребёнка провоцировать ссоры с друзьями.
•
Не стремитесь прекратить ссору,
обвинив другого ребёнка в её возникновении и защищая своего. Старайтесь
объективно разобраться в причинах её возникновения.
•
После конфликта обговорите с
ребёнком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего
ребёнка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы
выхода из конфликтной ситуации.
•
Не обсуждайте при ребёнке
проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты
неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
•
Не всегда следует вмешиваться в
ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и
начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в
него, так как дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться
друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой
выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование
робости у побеждённого.
РЕБЁНОК – НЕПОСЕДА.
•
Постарайтесь лишний раз не подвергать ребенка
воздействию условий, которые оказывают на него наиболее неблагоприятное
возбуждающее воздействие.
•
Введите в деятельность ребенка различные игры, во время
которых он может учиться сдерживаться и регулировать свою деятельность. Это
могут быть как подвижные игры, так и учебные. Например: "Говори - не
говори" по команде, "Запрещенное движение", "Съедобное -
несъедобное".
•
Старайтесь давать ребенку короткие, четкие и
конкретные инструкции.
•
Постарайтесь заранее обсудить с ребенком правила
поведения в той или иной ситуации.
•
Предоставляйте ребенку право выбора, при этом он
должен объяснить, чем обусловлен его выбор. Необходимость объяснять причину
своих поступков поможет ребенку лучше осознавать их, а значит, контролировать
свое поведение.
•
Общаясь с
ребенком, сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенку передается ваше
возбуждение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий