Артикуляционная
гимнастика — это
гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом
открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким,
удерживать в правильном положении.
Быстрая речь неприемлема
в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно,
используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина — би-би. А вот
собака — ав-ав!). Не позволяйте малышу говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что
видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то
малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево
растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым
ваш малыш.
Главные составляющие красивой речи:
правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство
словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.
Дыхательная
гимнастика важна в
становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения
многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики,
кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).
Если ребенку исполнилось 3-года, он
обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о
задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года — о грубых нарушениях
общего развития.
Жесты дополняют
нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать
его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте
его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он
будет молчать.
«Золотая
серединка» — вот к
чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу.
Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте
его развитие. Пока ребенок не 3овладел родным языком, рано изучать иностранный
(не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие
речи!).
Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту
ребенка, — прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации,
говорите о том что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы:
где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с
предлогами за, под, над и др.
Критерии, по которым
можно оценить речь ребенка, родители должны знать. Например, нормы
звукопроизношения таковы:
3—4 года —
[с], [з], [ц] уже должны правильно произноситься;
4—5 лет —
[ш], [щ], [ч], [ж];
5—б лет —
[л], [й];
до 6—7 лет
допускается замена самого сложного звука [р] более простым звуком или его
отсутствие в речи.
Леворукость — не
отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во
внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к
возникновению неврозов и заиканию.
Мелкая
моторика — так
обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем
лучше развита речь. Поэтому стремитесь
к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры
типа «Сорока, сорока...», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем,
шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.
Нельзя заниматься
с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том
случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции
обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.
Если вы
хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:
Ø ничего не делается по
мгновению волшебной палочки, нужны: время, терпение и система;
Ø родители, воспитатели и специалист должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;
Ø необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться; Ø любые игры и просто действия, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие, полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются на подъеме, без принуждения.
Ø помните, ребенок не виноват в своих проблемах! Он просто не все еще умеет и знает. Ему надо помочь!!!
Уважаемые родители!
Ø родители, воспитатели и специалист должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;
Ø необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться; Ø любые игры и просто действия, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие, полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются на подъеме, без принуждения.
Ø помните, ребенок не виноват в своих проблемах! Он просто не все еще умеет и знает. Ему надо помочь!!!
Уважаемые родители!
Ø не навязывать себя никому, в том числе и детям!
Ø если не знаете, как воздействовать, остановитесь!
Ø устраните из вашего общения с детьми способы или формы воздействия, которые вызывают у них негативную реакцию.
Ø исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции.
Ø соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.
Ø не фиксируйте внимание на неудачах
Ø давайте качественные оценки.
Ø не сравнивайте детей.
Ø не выражайте свои симпатии к детям в избыточной форме.
Ø используйте разные формы не словесной поддержки ребенка.
Ø любите своих детей!!!
Ø если не знаете, как воздействовать, остановитесь!
Ø устраните из вашего общения с детьми способы или формы воздействия, которые вызывают у них негативную реакцию.
Ø исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции.
Ø соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.
Ø не фиксируйте внимание на неудачах
Ø давайте качественные оценки.
Ø не сравнивайте детей.
Ø не выражайте свои симпатии к детям в избыточной форме.
Ø используйте разные формы не словесной поддержки ребенка.
Ø любите своих детей!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий