Артикуляционная гимнасти­ка — это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. На­учите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удер­живать в правильном положе­нии.
Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Гово­рите ясно, четко, называя предметы правильно, исполь­зуя как «детские», так и «взрослые» слова (Это маши­на — би-би. А вот собака — ав-ав!). Не позволяйте малы­шу говорить быстро.
Всегда рассказывайте ре­бенку о том, что видите. По­мните, что если для вас все окружающее знакомо и при­вычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно позна­комить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.
Главные составляющие кра­сивой речи: правильность, чет­кость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонаци­онная выразительность. Такой должна быть ваша речь.
Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для про­изнесения многих звуков, на­учите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).
Если ребенку исполнилось 3-года, он обязательно должен уметь говорить фразами. От­сутствие фразовой речи гово­рит о задержке речевого раз­вития, а отсутствие слов в 3 года — о грубых нарушениях общего развития.
Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждай­те его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.
«Золотая серединка» — вот к чему надо стремиться в раз­витии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверст­ников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не 3овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается об­щее недоразвитие речи!).
Иллюстрации в детских книгах, соответствующих воз­расту ребенка, — прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюс­трации, говорите о том что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.
Критерии, по которым мож­но оценить речь ребенка, ро­дители должны знать. Напри­мер, нормы звукопроизношения таковы:
3—4 года — [с], [з], [ц] уже должны правильно произно­ситься;
4—5 лет — [ш], [щ], [ч], [ж];
5—б лет — [л], [й];
до 6—7 лет допускается за­мена самого сложного звука [р] более простым звуком или его отсутствие в речи.
Леворукость — не отклоне­ние, а индивидуальная особен­ность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникно­вению неврозов и заиканию.
Мелкая моторика — так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока...», затем игры с мелкими пред­метами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегива­ние пуговиц и т.д.
Нельзя заниматься с ребен­ком, если у вас плохое настро­ение. Лучше отложить заня­тие и в том случае, если ма­лыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффек­тивность и высокую результа­тивность занятия.

 Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что: 
Ø ничего не делается по мгновению волшебной палочки, нужны: время, терпение и система; 
Ø родители, воспитатели и специалист должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих; 
Ø необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться; Ø любые игры и просто действия, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие, полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются на подъеме, без принуждения. 
Ø помните, ребенок не виноват в своих проблемах! Он просто не все еще умеет и знает. Ему надо помочь!!! 


Уважаемые родители! 

Ø не навязывать себя никому, в том числе и детям! 
Ø если не знаете, как воздействовать, остановитесь! 
Ø устраните из вашего общения с детьми способы или формы воздействия, которые вызывают у них негативную реакцию. 
Ø исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции. 
Ø соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми. 
Ø не фиксируйте внимание на неудачах 
Ø давайте качественные оценки. 
Ø не сравнивайте детей. 
Ø не выражайте свои симпатии к детям в избыточной форме. 
Ø используйте разные формы не словесной поддержки ребенка. 
Ø любите своих детей!!!



Комментариев нет:

Отправить комментарий