Аутизм – заболевание, которое возникает в результате нарушения развития головного мозга и выражается в ограничении социального взаимодействия, интересов и повторяющими действиями.
Явно выраженные признаки проявляются в 2-3 года и никогда не возникает у здоровых детей после 5 лет.
Дети с расстройствами спектра аутизма не могут устанавливать теплые эмоциональные отношения. Не отвечают улыбкой на ласки, не нравится, когда их берут на руки, обнимают, одинаково ведут себя с родителями, чужими людьми и неодушевленными предметами. Типично для них – отсутствие глазного контакта.
Речь развивается с задержкой или вообще ее может не быть. Иногда ребенок до 2 лет развивается нормально, затем утрачивает речевые навыки. Характерны в речи эхолалии или стереотипные фразы вне контекста.
Поведение детей, страдающих аутизмом:
-Поведение стереотипное с ритуалами.
-Предпочитают одну и ту же одежду, еду.
-Так же может отмечаться причудливость в поведении (ребенок может постоянно кружиться, хлопать в ладоши). Игра стереотипная, монотонная, не функциональная, не социальная.
-Нетипичное манипулирование игрушками, пристрастие к неструктурированным материалам (песок, вода).
-Дети избирательно игнорируют обращенную речь, проявляют интерес у неречевым звукам.
-Болевой порог понижен.
-Могут наблюдаться вспышки гнева, страха без видимой причины. И даже возможно поведение с самоповреждением в виде ударов головой, кусания, вырывания волос.
Стоит задуматься, если ребенок:
-не удерживает контакт «глаза в глаза»;
-до 12 месяцев жизни не лепечет;
-до 12 месяцев не указывает рукой на предметы, не машет на прощание и т.д.;
-до 1,5 лет не произносит слов;
-до 2 лет не произносит фразы из двух слов (за исключением эхолалии);
-не откликается при сохраненном слухе;
не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтерисовавшему предмету;
-не обращается за помощью;
-не пытается чем то поделиться;
-использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет;
если в любом возрасте происходит потеря какой-либо части речевых, социальных навыков.
Наличие в поведении ребенка вышеперечисленных признаков является поводом для обращения к врачу.
Терапия при аутизме:
Главная цель реабилитации детей, страдающих аутизмом – снижение напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости ребенка. Основные цели терапии — снижение ассоциированных с аутизмом дефицитов и напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста.Как такового четко обозначенного лечения не существует. Терапия подбирается индивидуально — для каждого ребенка существует своя программа лечения. В реабилитационных мероприятиях участвуют специалисты: педиатр, невролог, логопед, дефектолог, психолог. Особое место в лечении занимает остеопат, который может работать на тонком уровне биомеханических и биодинамических нарушений.
Лечение расстройств спектра аутизма имеет три направления:
1. Лечение нарушений поведения.
2. Медико-психолого-педагогическая коррекция, которые наиболее продуктивные на этапах формирования личности (до5-7 лет).
3. Семейная терапия.
Лечение включает в себя диету, ограничивающую прием продуктов с высоким содержанием глютена, казеина, применение лекарств (лекарства назначают для симптоматического лечения). Кроме того, сейчас существует масса методик и наработок, направленных на коррекцию расстройств, связанных с заболеванием.
Аудио-вокальная тренировка, терапия конфликта направленные на адаптацию ребенка. Необходимы постоянные занятия лечебной физкультурой для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом.
Полезно семьям, у которых есть дети больные аутизмом общаться между собой, так как каждая из них имеет свой уникальный опыт переживания кризисов, преодоления трудностей и достижения успехов.
Родители должны прививать ребенку жизненные навыки , которые основаны на частом повторении одних и тех же действий. Должен быть строгий распорядок дня. Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
Необходимо часто общаться с ребенком, нельзя повышать голос, наказывать его. В ранний период необходимо часто брать на руки, качать, играть с ребенком. Возможно общение при помощи карточек, когда речевое взаимодействие затруднено. Ребенок не должен переутомляться. Нужно устраивать перерывы между занятиями. Не подавлять инициативу и не торопить его выполнять действия. Необходимы логопедические занятия, направленные на упражнения для развития языка, губ, рта, мелкой моторики.
Терапия занятостью помогает ребенку научиться обрабатывать информацию, полученную от огранов чувств, развивает крупную и мелкую моторику.
Альтернативой медикаментозному лечению являются нетрадиционные методы медицины: арттерапия, дельфинотерапия, канистерапия (лечение с помощью собак).
Занятия с животными это уникальная эмоциональная нагрузка.
Арттерапия направленная на развитие воображения, социальных и вербальных навыков, мелкой моторики, внимания. Помогает снять эмоциональное напряжение, тревогу, делает ребенка боле открытым.
Как было отмечено выше, в ряде случаев, при помощи остеопатии можно добиться хороших результатов. Остеопат работает с причиной нарушения социальной адаптации — нарушенной функцией головного мозга. В результате остеопатической коррекции появляется визуальный и эмоциональный контакт с ребенком.


Комментариев нет:

Отправить комментарий